Официальный сайт МБОУ СОШ пос. Борское Урок-практикум по русскому языку в 10 классе. «От анализа текста - к сочинению-рассуждению»
 
 
  
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. Борское

муниципального образования "Гвардейский район"

Калининградской области

238220 Калининградская область Гвардейский район пос. Борское 50

8 40159 7 14 12 - директор

8 40159 7 13 96 - заместители директора, учительская

8 40159 7 14 08 - бухгалтерия, факс

 
                                    

Урок – практикум

по русскому языку в 10 классе:

«От анализа текста - к сочинению-рассуждению»

 

Белоконь И. П.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ пос. Борское

 

Цель:

1.Познавательный аспект. Совершенствование  знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку.

2.Развивающий аспект. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческой и  исследовательской деятельности.

3.Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса учащихся к обсуждению вопросов.

Оборудование:

1. Полонез Огинского.

2. Компьютерная презентация «В. П. Астафьев»

3. Песня А. Александрова и В. И. Лебедева-кумача «Священная война»

4. Презентация к уроку

Раздаточный материал:

1.     Отрывок из повести В. Астафьева «Последний поклон»

2.     Таблица для анализа текста 

3.     Карточка с заданиями

4.     Шаблоны сочинения- рассуждения

 

Ход урока

1.     Приветствие

2.     Организационный момент

3.     Творческий эксперимент

 

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету       воображения;

 Музыка придает жизнь и веселье всему существующему...

 Музыка воплощение всего прекрасного и всего возвышенного.

Платон

 

4.Сообщение темы и цели урока.

5.Теоретический блок «Текст»

- определение текста

- история слова текст

 

 

 

ЗАДАНИЕ №1 «Глупая шпаргалка»

Соотнесите лингвистические термины, связанные с понятием «текст», с их толкованием, определением

 

1. Тема текста

А) Построение, последовательное расположение микротем

2. Признаки текста

Б) Книжный: публицистический, официально-деловой, научный, художественный;

Разговорный

3. Проблема текста

В) то, что хотел сказать автор, истолкование, которое он даёт наблюдаемым и отображаемым им фактам жизни

4. Идея текста

Г) сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования

5. Композиция текста

Д) предмет повествования, изображения

6. Стили речи

Е) Повествование,

описание, рассуждение

7. Типы речи

Ж) Связность, единство, целостность, завершенность

Ответы: 1Д, 2Ж, 3Г, 4В, 5А, 6Б, 7Е

 

ЗАДАНИЕ №2 «Составить текст»

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст.

(1) Древнегреческие философы полагали, что кроме обычной «человеческой» музыки существует возвышенная «космическая» музыка, которую невозможно уловить обычным слухом, а можно только почувствовать душой…

(2) Хорошо известно, что своим происхождением слово это обязано музам – покровительницам искусств в древнегреческой мифологии.

(3) Все музы так или иначе связаны с музыкой, даже Урания – покровительница астрономии.

 (4) Такое возвышенное, трепетное отношение к музыке, выделявшее ее среди других видов искусства,  имеет давнюю историю.

(5)«Музыка» - так несколько торжественно произносили это слово в старину.

 

Ответы: 5) 4) 2) 3) 1)

 

ЗАДАНИЕ №3 «Восстановить текст»

 

Какое из приведенных ниже предложений должно быть 1 в этом тексте?

  1. Мы все понимаем музыку очень по-разному.
  2. Наше восприятие музыки в основе, глубине движения своего едино.
  3. Художественный образ в музыке максимально удален от реальной действительности.
  4. Подлинно реальной основой музыкального художественного образа является само время.

 

(1) … (2)Музыкальный художественный образ вызывает огромное, бесконечное разнообразие конкретных толкований и ассоциаций. (3) Звучит спокойная лирическая музыка – одному представилось море, другому – лес, третий погрузился в грезы любви, а кто-то наслаждается красотой звучания и покоем в душе. (4) Это значит, что природа музыкального образа бесконечно многообразна.

 Какова тема текстов, которые вы восстановили?

 

6.Практический блок «Текст – «объект для исследования и мышления»

Предлагаю познакомиться ещё с одним текстом о музыке, отрывком из повести В. П. Астафьева «Последний поклон»

- презентация о писателе

- чтение текста

- анализ текста

 

Тема

 (предмет повествования, изображения,   исследования)

 

Встречи с музыкой

Проблема

( сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования)

Роль музыки в жизни человека.

Герои

Вася-поляк

Рассказчик

скрипач

патриот

гордиться земляком-композитором

 

 

 

 

 

Боль, тоска,  любовь к родной стране

Детство

Хочется заплакать

жалко самого себя

Восторженные слезы благодарности

Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине.

 

Печаль и восторг

Война

хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью.

 

Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами.

 

Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом

 

Побуждение к действию

Позиция автора

 

 

 

 

Музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать.

Стиль речи

 

Художественный

Тип речи

 

Повествование и рассуждение

 

7. Музыкальная пауза. Полонез Огинского

 

Полоне́з - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам.

Один из самых известных полонезов «Прощание с родиной» или Полонез Огинского   написан польским композитором Михаилом Огинским  в 1794 году..

Считается, что Огинский написал полонез, покидая Польшу после подавления восстания Костюшко, в котором он принимал участие.

Почтовая марка Белоруссии, 1994 год

В 1994 году была выпущена почтовая марка Белоруссии, посвященная Огинскому.

В 2011 год Национальный банк Республики Беларусь выпустил золотую монету "Михаил Клеофас Огинский".

 

8. Задание «Гамма чувств».

Запишите  чувства, которые вы испытали во время прослушивания Полонеза Огинского.

 

Добавьте чувство удивления

Белорусский Государственный ансамбль «Песняры» исполняет полонез Огинского с текстом, написанным руководителем коллектива Вячеславом Шараповым

«Полонез Огинского» дал название одноимённому фильму, одноимённой пьесе Николая Коляды и фирменному поезду «Полонез»  В московском метрополитене начальные такты Полонеза Огинского звучат при попытке неоплаченного прохода через турникеты

 

9. Творческая работа

Вспомним композицию сочинения-рассуждения

Напишите 4 композиционные части сочинения.

 

Особое внимание уделим отражению вашей собственной позиции в сочинении.

 

Главная трудность – читательский аргумент.

 

Песня «Священная война» (слова: Василий Иванович Лебедев – Кумач, музыка: Александр Васильевич Александров) стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины.

 

Аргумент, основанный на личных впечатлениях.

Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь...

(Ницше)

10. Домашнее задание: написание сочинения - рассуждения

11.Этап рефлексии

Учитель

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями)

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …

Учащиеся озвучивают свои варианты предложений.

 

                                                 

             На начальную страницу Методической копилки