Официальный сайт МБОУ СШ пос. Борское Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
 
 
  
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. Борское

муниципального образования "Гвардейский район"

Калининградской области

238220 Калининградская область Гвардейский район пос. Борское 50

8 40159 7 14 12 - директор

8 40159 7 13 96 - заместители директора, учительская

8 40159 7 14 08 - бухгалтерия, факс

 
            

Положение

 

 о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в МБОУ СОШ пос. Борское МО «Гвардейский район»

 

 

 

1.      Общие положения

1.1.            Настоящее «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ  в МБОУ СОШ пос. Борское МО «Гвардейский район» (далее - Положение) является локальным актом МБОУ СОШ пос. Борское МО «Гвардейский район».  (далее – образовательная организация или школа), регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся. Данное положение регулирует правила проведения промежуточной аттестации обучающихся, применение единых требований к оценке обучающихся по различным предметам.

1.2.            Настоящее Положение разработано в соответствии с  Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", нормативно-правовыми актами, регулирующими государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 класса, «Типовым Положением об образовательном учреждении», Уставом школы и регламентирует  содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации  обучающихся в образовательной организации. Положение принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. Положение утверждается руководителем образовательной организации.

1.3.            Промежуточная аттестация – это любой вид аттестации обучающихся во всех классах, кроме государственной (итоговой) аттестации, проводимой в выпускных классах 2-ой и 3-ей ступеней образования.

1.4.            Целью аттестации являются:

  • Обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства;
  • Установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам учебного плана, их практических умений и навыков;

·         Соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного стандарта; Контроль выполнения учебных программ и календарно - тематического графика изучения учебных предметов.

1.5.            Промежуточная аттестация в школе подразделяется на:

  • Годовую аттестацию – оценку качества усвоения обучающихся всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;
  •  Четвертную  аттестацию – оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (четверти ) на основании текущей аттестации;
  • Текущую аттестацию  - оценку качества усвоения содержания компонентов какой - либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатам проверки (проверок).

1.6.            Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ обучающихся являются:

  • Формы письменной проверки:

ü  письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты  о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое.

  • Формы устной проверки:

ü  Устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачет и другое.

ü  Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

ü  Проверка с использованием электронных систем тестирования и программного обеспечения, обеспечивающего персонифицированный учёт учебных достижений учащихся.

При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ обучающихся могут использоваться  иные информационно – коммуникационные технологии.

1.7.            В соответствии с Уставом школы  при промежуточной аттестации обучающихся применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах).  Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются педагогом, согласуются с методическим объединением по данному предмету.

1.8.            Успешное прохождение учащимися промежуточной аттестации является основанием для перевода в следующий класс,   продолжения обучения в классах и допуска учащихся 9 и 11-х  классов к государственной (итоговой) аттестации.   Решения по данным вопросам принимаются педагогическим советом школы.

1.9.                          Дети-инвалиды, а также учащиеся, обучавшиеся на дому, получающие образование в форме самообразования, семейного образования взаимодействуют с учителями через информационную систему. Их аттестация проводится по текущим оценкам соответственно за четверть  или учебный год.

1.10.                      Настоящее Положение доводится до сведения всех участников образовательного процесса: учащихся, их родителей и педагогических работников школы и подлежит размещению на официальном сайте образовательной организации.

 

2.      Содержание, формы и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся.

2.1.            Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций.

2.2.            Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются учителем, преподающим этот предмет, и отражаются в календарно-тематических планах, рабочих вариантах программ учителя. Формы текущего контроля успеваемости - оценка устного ответа обучающегося, его самостоятельной, практической или лабораторной работы, тематического зачета, контрольной работы и др. Заместитель руководителя школы по УВР контролируют ход текущего контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывают методическую помощь учителю в его проведении.

2.3.            Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 и 2 (1 полугодие) класса в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале в виде отметок по пятибалльной системе. Допускается словесная объяснительная оценка.

2.4.            При изучении элективных курсов  применяется  безотметочная система оценивания.  

2.5.    Успеваемость всех обучающихся 2-11 классов школы подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной системе, кроме курсов, перечисленных п.2.4.  

2.6.            Оценка устного ответа обучающегося при текущем контроле успеваемости выставляется в классный журнал в виде отметки по 5-балльной системе в ходе или в конце урока.

2.7.            Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по 5-балльной системе. За сочинение и диктант с грамматическим заданием выставляются в классный журнал 2 отметки.

2.8.Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку, за исключением отметок за  домашнее сочинение в 5-11-х классах по русскому языку и литературе (они заносятся в классный журнал через урок  после проведения сочинения).

2.10.                     Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, получающих образование в форме семейного образования, самообразования подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план.

2.11.                     Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 75% учебного времени, не аттестуются по итогам четверти. Вопрос об аттестации таких обучающихся решается в индивидуальном порядке.

2.12.                     Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

2.13.                     Обучающимся предоставляются академические права на:

1) самостоятельный выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования;

2) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, базой образовательной организации и иные права, гарантированные ФЗ «Об образовании»;

 

3.      Содержание, формы и порядок проведения  четвертной    промежуточной аттестации.

 

3.1.            Четвертная промежуточная аттестация обучающихся ОУ проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка (четверть).

3.2.    Отметка обучающегося за четверть  выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.

3.3.    Отметка выставляется при наличии 3-х и более текущих отметок за соответствующий период.

3.4.    При пропуске обучающимся по уважительной причине более 75% учебного времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть обучающийся не аттестуется. В классный журнал в соответствующей графе отметка не выставляется.

3.5.    Обучающийся по данному предмету, имеет право сдать пропущенный материал учителю в каникулярное время и пройти четвертную   аттестацию. В этом случае родители (законные представители) обучающихся в письменной форме информируют администрацию школы о  желании пройти триместровую  аттестацию  не позднее, чем за неделю до начала каникул. Заместитель директора по УВР составляет график зачётных мероприятий в каникулярное время. Результаты зачётов по предмету (предметам) выставляются в классный журнал, и проводится аттестация данных обучающихся.

3.6.    В первом классе в течение первого полугодия контрольные диагностические работы не проводятся.

3.7.    Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей)  сведения о результатах четвертной аттестации, путём выставления отметок в дневники обучающихся, в том, числе и электронный дневник. В случае неудовлетворительных результатов аттестации – в письменной форме под роспись родителей (законных) представителей  обучающихся с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение хранится в личном деле обучающегося.

 

4. Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации.

4.1.            Годовую промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 2-11 классов. Промежуточная аттестация обучающихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах.

4.2.                   Решением педагогического совета школы устанавливаются форма, порядок проведения, периодичность и система оценок при промежуточной аттестации обучающихся за год не позднее 3-х месяцев до проведения годовой промежуточной аттестации. Данное решение утверждается приказом руководителя образовательной организации и в 3-х дневный срок доводится до сведения всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей).

4.3.       При отсутствии решения педагогического совета и соответствующего Приказа, о которых речь идёт в п. 4.2. настоящего положения,  годовые отметки выставляются на основе триместровых (четвертных) и полугодовых отметок. Годовая аттестация обучающихся 2 – 11-х классов осуществляется по оценкам, полученным в течение учебного года, как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся в период учебного года по данному предмету.

4.4.            Формами проведения годовой письменной аттестации во 2-11 классах являются: контрольная работа, диктант, изложение с разработкой плана его содержания, сочинение или изложение с творческим заданием, тест и др.

4.5.            К  устным  формам  годовой  аттестации  относятся:   проверка техники чтения, защита реферата, зачет, собеседование и другие.

4.6.            Требования ко времени проведения годовой аттестации:

·         Все формы аттестации проводятся во время учебных занятий: в рамках учебного расписания.

·         Продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени отведенного на 1 - 2 стандартных урока.

·         В соответствии с периодом врабатываемости в учебный процесс и шкалой трудности отдельных предметов, а также возрастными нормами физиологического развития обучающихся,  контрольное  мероприятие  проводится не ранее 2-го урока и не позднее 4-го.

4.7.            Требования к материалам для проведения годовой аттестации:

·         Материалы для проведения годовой аттестации готовятся педагогическими работниками.

·         Содержание письменных работ, тем для сочинений (изложений) и устных собеседований должно соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта, учебной программы, годовому тематическому планированию учителя - предметника.

4.8.            От годовой промежуточной аттестации на основании справок из медицинских учреждений освобождаются дети-инвалиды а также обучающиеся индивидуально (на дому) при условии, что они успевают по всем предметам.

4.9.            На основании решения педагогического совета школы могут быть освобождены от годовой аттестации обучающиеся:

·         имеющие отличные отметки за год по всем предметам, изучаемым в данном учебном

          году по решению педагогического совета;

·         призеры районных, областных, региональных предметных олимпиад и конкурсов;

  • по состоянию здоровья: заболевшие в период экзаменов, могут быть освобождены на основании справки из медицинского учреждения;
  • в связи с пребыванием в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
  • в связи с нахождением в лечебно-профилактических учреждениях более 4-х месяцев.

4.10.        Список обучающихся, освобожденных от годовой аттестации утверждается приказом руководителя образовательной организации.

4.11.        В   соответствии   с   решением   педагогического   совета   образовательной организации отдельным обучающимся письменные контрольные работы могут быть заменены на устные формы.

4.12.        Расписание проведения годовой промежуточной аттестации доводится до сведения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее чем за две недели до начала аттестации.

4.13.        К промежуточной годовой аттестации  допускаются все обучащиеся 2- 11 классов. 

4.14.        Годовая аттестация обучающихся 9 и 11-х классов осуществляется по оценкам, полученным в течение учебного года, как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся в период учебного года по данному предмету.

4.15.        При выставлении годовой оценки следует учитывать оценки за четверти (2 – 11 классы). Годовая оценка выставляется как среднее арифметическое четвертных (2-11 классы)  оценок.

4.16.        Итоги годовой промежуточной аттестации обучающихся отражаются в классных журналах в разделах тех учебных предметов, по которым она проводилась.

4.17.        При проведении годовой промежуточной аттестации итоговая отметка по учебному предмету выставляется учителем на основе среднего арифметического между годовой отметкой и отметкой, полученной обучающимся по результатам промежуточной аттестации за год, в соответствии с правилами математического округления.

4.18.        Итоговые отметки по учебным предметам (с учетом результатов годовой  промежуточной аттестации) за текущий учебный год должны быть выставлены до 25 мая в 9 и 11 классах; до 30 мая во 2-4,  в 5-8 классах.

4.19.        Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей)  сведения о результатах годовой аттестации, путём выставления отметок в дневники обучающихся, в том, числе и электронный дневник. В случае неудовлетворительных результатов аттестации – в письменной форме под роспись родителей (законных) представителей  обучающихся с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение хранится в личном деле обучающегося.

4.20.        Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются в соответствии с решением педагогического совета  основанием для перевода обучающегося в следующий класс, для допуска к государственной (итоговой) аттестации.

4.21.        Письменные работы обучающихся по результатам годовой промежуточной аттестации хранятся в делах образовательной организации в течение следующего учебного года.

4.22.        Заявления обучающихся и их родителей, не согласных с результатами годовой промежуточной аттестации или итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в установленном порядке конфликтной комиссией школы.

4.23.        Итоги годовой промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений учителей и педагогического совета.

 

 

5.      Порядок перевода обучающихся  в следующий класс

5.1.            Обучающиеся, освоившие в полном объёме учебные программы образовательной программы соответствующего уровня переводятся в следующий класс.

5.2.            Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно.

5.3.             Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, школа обязана создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

5.4.             Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или продолжают получать образование в иных формах.

5.5.            Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета.

5.6.             Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

 

6.      Права и обязанности участников процесса  промежуточной аттестации.

6.1.            Участниками процесса аттестации считаются: обучающийся и учитель, преподающий предмет в классе, руководитель школы. Права обучающегося представляют его родители (законные представители).

6.2.            Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную  аттестацию обучающихся, имеет право:

-            проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников требованиям государственного образовательного стандарта;

-            давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям) по методике освоения минимальных требований к уровню подготовки по предмету.

6.3.            Учитель в ходе аттестации не имеет права:

-     использовать содержание предмета, не предусмотренное учебными программами при разработке материалов для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся за текущий учебный год;

-     использовать методы и формы, не апробированные или не обоснованные в научном и практическом плане, без разрешения руководителя Учреждения;

-     оказывать давление на обучающихся, проявлять к ним недоброжелательное, некорректное отношение.

6.4.             Классный руководитель обязан проинформировать родителей (законных представителей) через дневники (в том числе и электронные) обучающихся класса, родительские собрания, индивидуальные собеседования о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за год их ребенка. В случае неудовлетворительной аттестации обучающегося по итогам учебного года письменно уведомить его родителей (законных представителей) о решении педагогического совета школы, а также о сроках и формах ликвидации задолженности. Уведомление с подписью родителей (законных представителей) передается руководителю образовательной организации.

6.5.            Обучающийся имеет право:

  • проходить все формы промежуточной аттестации за текущий учебный год в порядке, установленном Учреждением;

6.6.             Обучающийся обязан выполнять требования, определенные настоящим Положением.

6.7.             Родители (законные представители) ребенка имеют право:

  • знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими их порядок, критериями оценивания;
  • обжаловать результаты промежуточной аттестации их ребенка в случае нарушения школой процедуры аттестации.

6.8.             Родители (законные представители) обязаны:

  • соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося;
  • вести контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов его промежуточной аттестации;
  • оказать содействие своему ребенку по ликвидации академической задолженности по одному предмету в течение учебного года в случае перевода ребенка в следующий класс условно.

6.9.             Образовательная организация определяет нормативную базу проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, их порядок, периодичность, формы, методы в рамках своей компетенции.

6.10.        Заявления обучающихся и их родителей, не согласных с результатами промежуточной аттестации или с итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в установленном порядке конфликтной комиссией образовательного учреждения. Для пересмотра, на основании письменного заявления родителей, приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным.

 

7.    Оформление документации общеобразовательного учреждения  по итогам промежуточной аттестации учащихся

7.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются  в классных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась. Итоговые отметки по учебным предметам с учетом результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год должны быть выставлены до 25 мая.

7.2. Родителям (законным представителям) обучающегося должно быть своевременно вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных им в ходе промежуточной аттестации, и решение педагогического совета о повторном обучении в данном классе или условном переводе обучающегося в следующий класс после прохождения им повторной промежуточной аттестации. Копия этого сообщения с подписью родителей хранится в личном деле обучающегося.

7.3. Письменные работы и протоколы устных ответов обучающихся в ходе промежуточной аттестации хранятся в делах общеобразовательного учреждения в течение одного года.

8. Обязанности администрации общеобразовательного учреждения в период подготовки, проведения и после завершения промежуточной аттестации обучающихся.

8.1. В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся администрация школы:

  • организует обсуждение на заседании педагогического совета вопросов о порядке и формах проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе отметок по ее результатам;
  • доводит до сведения всех участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым организуется промежуточная аттестация обучающихся, а также формы ее проведения;
  • формирует состав аттестационных комиссий по учебным предметам;
  • организует экспертизу аттестационного материала;
  • организует необходимую консультативную помощь обучающимся при их подготовке к промежуточной аттестации.

8.2. После завершения промежуточной аттестации администрация школы организует обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений и педагогического совета.

 

 

 

  1. Порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляющих обучение по индивидуальному учебному плану.

9.1.Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

 выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения и дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.

9.2.           Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

9.3.  Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 9.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

9.5. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с обязательным прохождением в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательной организации.

9.6. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования,  вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

9.7. Содержание, формы и порядок проведения  четвертной, полугодовой (триместровой)   промежуточной аттестации учащихся, получающих образование в форме семейного образования, самообразования определяется п.3 настоящего Положения.