Для слабовидящих Увеличить    Уменьшить    Изменить контрастность   Сбросить все

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
"Средняя школа поселка Борское
Гвардейского муниципального округа
Калининградской области"


                  238220 Калининградская область Гвардейский район пос. Борское д. 50

                  Телефоны: Директор-8 401 59 7 14 12                   Заместители директора - 8 401 59  7 13 96
                                 Учительская - 8 401 59  7 13 96                   Бухгалтерия - 8 401 59  7 14 08  (факс)

                E-mail: borskoe50@rambler.ru

История школы


Поиск информации по сайту и в Интернете

     Набрать информацию в строке поиска и после
     открытия промежуточной страницы нажать на кнопку   
      Send anyway (образец справа)

История школы тесно связана с историей становления народного образования в Гвардейском районе Калининградской области. Школьная сеть фактически начала разворачиваться с 1 сентября 1946 года. Первый приказ, касающийся становления школьной сети относится к августу 1946 года, где среди необходимых школ к открытию значится и начальная школа в посёлке Шивенау ( Борское) с 4 -мя классами комплектами.

      Начальная школа в посёлке Борское была открыта согласно приказу № 57 от 12 октября 1946 года 14 октября 1946 года. Заведующим школой был назначен ветеран Великой Отечественной войны, переселенец Рабцевич Василий Архипович. В школе было сформировано 2 класса – комплекта. Находилась школа в жилом здании (в настоящее время жилой дом семьи Печенихина). Занимала она одно помещение, где стояло несколько столов и лавок, парт в то время ещё не было. Окна были застеклены, хотя во время организации школ это было проблемой. В классе стояла одна печка, которая в зимнее время протапливалась, убирать дрова в сарай было заботой учеников.

      Учеников было около 20, сначала занимались в одну смену, а уже в 1947 -1948 году в связи с ростом количества учащихся, в школу приходит работать второй учитель Богданов Григорий Алексеевич. Начальная школа функционирует в две смены. Вскоре она переезжает в посёлок Лозовое (Подолин), тоже работает как начальная и является базовой школой в округе, именно здесь ученики 4 классов близлежащих школ Первомайская (п. Великолукское) и Кировская (п. Калинково) сдают квалификационные экзамены по окончании начальной школы.

      В 1948 – 1949 году педагогический коллектив составляют три педагога: директором назначена Марфина Тамара Васильевна (наличие высшего образования), которая руководит школой 3 года. Основной задачей школы того времени было охватить всеобучем всех детей, приезжающих с семьями по переселению. Классы были разновозрастные, многие ребята не ходили в школу, а сразу устраивались на работу, чтобы как-то помочь своим семьям устроиться на новом месте.

      Школьных принадлежностей не хватало, главное, не было у всех учебников. На класс было всего 3-4 учебника, выдавали их по одному на посёлок, приходилось ходить за учебником, быстро готовить уроки, передавать следующему, а самому идти за другим учебником, но никто никогда не жаловался, и все старались выучить уроки. Тетрадей в первый год обучения (1946год) не было, давали листочки, а уже в 1947 году стали выдавать в школе тетради, но ограниченно. Писали перьевыми ручками, чернила делали из порошка, который давали в школе, чернила стояли на каждой парте, домой их никто не носил, а дома делали другие. Других школьных принадлежностей в первые годы обучения никто из учеников не помнит. Заботой школы того времени было обеспечение школьников одеждой и обувью. Всё давали на начало учебного года.


Уроков в начальной школе было по четыре каждый день, а в пятом классе по 4-5 уроков. В школу ходили пешком в любую погоду, проблемы пропусков занятий не было.
     
В 1951-1952 учебном году школу возглавляет Баева Зоя Павловна, она же преподаёт русский язык. В эти годы один учитель преподаёт несколько предметов. Так, например, Рабцевич Василий Архипович – арифметику, физику, черчение; Ковальченко Анна Степановна - историю, немецкий язык, конституцию; Лагутова Зоя Васильевна – биологию, химию, географию. Именно их подписи стоят в конце первых свидетельств об окончании семи классов.
     

          Начальная школа пос. Сокольники. Матвеева М.А.

Основной задачей педагогического коллектива школы того времени было подготовить учеников к выпускным экзаменам. В июне 1952 года школа выпускает своих первых выпускников, их было 20 человек. Экзамены сдавали по 4 предметам. В перечень предметов, которые вписаны в свидетельство, входили: русский язык и литературное чтение арифметика алгебра геометрия естествознание история конституция СССР география физика химия иностранный язык (немецкий язык).
     
Такой перечень предметов остаётся до 1957 года. В 1957 году добавляется черчение, которое просуществует в школе в качестве выпускного предмета вплоть до 2006 года.


В свидетельстве об окончании школы делали отметку и о поведении учащегося.
      Среди первых выпускников школы была Алешкевич (Молдаванова) Антонина Семёновна, которая всю жизнь прожила в посёлке Борское, трудилась в колхозе им. Калинина бухгалтером.
     

          Начальная школа пос. Сокольники. Учитель Астапова Л.А.

В 1954-55 учебном году школа, продолжая традиции – работа пионерской и комсомольской организаций, помощь подшефному колхозу, работа на пришкольном участке, школа открывает новую страницу своей истории. В этом году к руководству школы возвращается её основатель, а в то время студент пединститута, Рабцевич Василий Архипович, который является директором школы до 1982 года. Под его руководством происходило становление Борской школы.
     

          8 класс Борской школы. 1966 год. Учителя: Зайцева К.И., Рабцевич В.А., Афанасьева Г.Г., Тихомирова Е.С.

До 1960 года школа работает в качестве семилетней школы, хотя с ноября 1959года (приказ №145 от 2 ноября 1959 года) при школе открывается 8 класс на 16 учащихся.
     

          7 класс. 1976 год

Событием большой важности в жизни советской школы явилось принятие Верховным Советом СССР Закона от 24 декабря 1958 года « Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Согласно Закону по всей стране вместо семилетнего вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа реорганизовывалась в одиннадцатилетнюю.
     

          Пионерский сбор. 1978 год

В коллективах района проходили собрания, январские и августовские конференции учителей, семинары руководителей школ и отдела народного образования, на которых обсуждались вопросы, связанные с перестройкой школы. Не остался в стороне и педагогический коллектив Борской школы, в которой прошёл педагогический совет по вопросу перехода на восьмилетнее образование.
     

          60-е годы. Здравствуй, школа! Поселок Сокольники



В 1960 году выходит «Положение о восьмилетних школах». С этого времени начался перевод школ с семилетнего на восьмилетнее образование, который предполагалось завершить к 1962-1963 учебному году.
Приказом по РОНО Борская семилетняя школа реорганизуется в восьмилетнюю.
При реорганизации школ интересен приказ РОНО № 46 от 28 апреля 1960 года, который обязывает всех учителей, которые учатся в пединститутах закончить их, а те, кто не учится – поступить. В этот приказ попадает Тихомирова Е.С., которая в то время ещё работает в Малиновской школе, а с августа 1962 года её трудовая биография связана с Борской школой, в которой она трудится учителем математики до 1986 года
     

          60-е годы. Классный руководитель - Шугалеева С.А. Школа пос. Сокольники

В период существования восьмилетней школы педагогическому коллективу приходилось решать самые различные задачи по совершенствованию учебной и воспитательной работы. Проводятся районные олимпиады по предметам, спартакиады школьников, организуются поездки в другие города, совершаются велопробеги.
     
Меняются выпускные предметы, так в 1958 году исчезает Конституция СССР, но появляются физкультура и труд, а в 1964 году разделили русский язык и литературное чтение, ввели рисование и пение. В 1970 году литературное чтение стало называться литературой. В 1971 году естествознание превращается в биологию.
В 1976 году перестаёт существовать арифметика, но появляются основы государства и права. В 1980 году пение становится музыкой, а рисование - изобразительным искусством.
     

          70-е годы. Учительница - Абраменко М.Н. со своим классом. Школа пос. Сокольники


Меняются предметы, меняются учителя, уходят и приходят ученики, но до 1982 года остаётся неизменным её директор - Рабцевич Василий Архипович. Под его руководством зарождались традиции школы, были созданы пионерская и комсомольская и организация.
     

          Директор школы Рабцевич В.А. Вместе учимся и работаем. Уборка свеклы в колхозе. 1972 год

Ежегодно проводились пионерские сборы и комсомольские собрания, туристические слёты, вечера и утренники. Школа достойно выполняет все постановления Центрального комитета коммунистической партии и правительства.
     

          День пионерии. 70-е годы


В эти годы в школе работают учителя, которых по праву можно считать незабываемыми учителями: Тихомирова Евгения Семёновна, учительница математики; Зайцева Клавдия Ивановна, завуч, учительница Козлова Надежда Григорьевна, учительница начальных классов; Осечкина Нина Александровна, учительница русского языка и литературы; Лейко Татьяна Александровна, учительница начальных классов; Шаренда Галина Григорьевна, учительница географии; Роговой Николай Иосифович, учитель трудового обучения и пения; Шугалеева Софья Андреевна, учительница начальных классов; Абраменко Мария Николаевна, учительница начальных классов.
     
В 1982 году директором школы назначена Романюк Валентина Александровна, работавшая до этого инспектором РОНО. С её приходом начинается новый этап в истории школы. Все традиции, заложенные до этого времени, приумножаются, появляются новые.
     

          Коллектив учителей. 80-е годы


Самым важным постановлением ЦК КПСС того времени была реализация Продовольственной программы. Это значит, что главным в воспитании учащихся становится трудовое воспитание и их воспитание на трудовых традициях колхоза имени Калинина. С этого времени укрепляются связи между школой и подшефным колхозом. Школьниками изучается история колхоза, этапы его становления, биографии лучших колхозников - всё это отражается на стендах, которые появляются в школе. Руководство колхоза и рядовые труженики - частые гости в школе, во время встреч с учащимися они рассказывают о своей работе в хозяйстве. Но это лишь одно направление трудового воспитания, самое главное отличие того времени – непосредственное участие ребят в трудовых делах.
     
С января 1987 года учащиеся школы самостоятельно изготавливают для телят домики по заявке колхоза имени Калинина. Обсуждается вопрос о создании бригад, которые после школы будут работать на ферме по уходу за телятами. Ребята сами изготавливают клетки для кроликов и выращивают кроликов.
     
Обязательным атрибутом сельской школы того времени должен был стать приусадебный участок, и он появляется. Руками самих ребят разбиваются и засаживаются овощные грядки, на уроках трудового обучения, во время каникул ученики заботливо ухаживают за овощными культурами, а потом и реализуют свою продукцию. За каждым классом закрепляется определенная культура.
     
Особой гордостью школы стал – фруктовый сад. Саженцы были закуплены на денежные средства колхоза имени Калинина, агроном колхоза дал необходимые советы, и ребята принялись за дело. Весной 1983 года появляется фруктовый сад, плоды которого до сих пор радуют школьников.
     
Одной из традиций школы становится выращивание и уборка свёклы, несколько гектар этой кормовой культуры ежегодно находится под заботой школьников.
     
Для того чтобы лучше разбираться в сельском хозяйстве, необходимо было начать изучение сельскохозяйственной техники, а для этого нет ничего лучше, чем собственный трактор, который был закуплен колхозом для школы. В школе начал работать факультатив по изучению трактора, руководителем которого стал бригадир тракторной бригады Ружьёв Анатолий Анатольевич, благодаря его знаниям и умениям все ребята получали право на вождение трактора.
     
В 80-е годы было очень популярно социалистическое соревнование между школами района по организации трудового воспитания в школе и подготовке школы к новому учебному году. Четыре года Борская школа была победителем этого соревнования, её опыт неоднократно обобщался, на базе школы проходили областные семинары по изучению данного опыта. Так, например, осенью 1983 года, прошёл семинар по теме « О воспитании подрастающего поколения на трудовых традициях колхоза имени Калинина».
     
В этот период становления школы были очень популярны экскурсионные поездки по городам Советского Союза, по памятным историческим местам. Под руководством учителей учащиеся школы побывали в Московской области, Калуге, Минске и других местах.
     
За годы руководства школой Романюк Валентина Александровна сделала много для повышения авторитета школы в районном образовании. Ей удалось сплотить педагогический коллектив над решением актуальных вопросов того времени: трудовое воспитание и применение теоретических знаний на практике; патриотическое воспитание; выполнение всех постановлений партии и правительства; работа пионерской и комсомольской организаций; среди традиционных праздников появляется «Праздник Урожая».
     
В августе 1987 года к руководству школой приступает Антипова Людмила Евгеньевна, человек новый в районном образовании. Особое внимание уделяется выполнению всеобуча среднего образования. Постоянно обсуждаются вопросы посещения учащимися школы, организуются посещения «нерадивых» учеников на дому. В это время продолжаются поездки учащихся школы по городам Советского Союза: Ригу, Вологду, Каунас, Киев. Учащиеся школы являются участниками районных спортивных соревнований, районного финала игры «Зарница», областного конкурса юнкоров.
     
Летом 1988 года впервые на базе школы начал работать летне-оздоровительный лагерь, под руководством Лейко Т.А. Общественно-полезный и производительный труд остаётся в это время одной из главных задач работы школы.
     
В сентябре 1989 года во исполнение приказа № 78 Министерства просвещения СССР от 25 апреля 1985 года об аттестации учителей и приказа №389 по отделу народного образования от 31 августа 1987 года «О проведении аттестации учителей общеобразовательных школ» провести аттестацию Абраменко М.Н. и Юриной А.И. в 1989-1990 учебном году.
     
В школе выбран и работает школьный совет, под руководством Христофоровой Л.В., в его состав входят по пять представителей от родителей и общественности, от учительского коллектива и от ученического коллектива. Вопросы, рассматриваемые на его заседаниях самые разнообразные: успеваемость учащихся, переводные экзамены, вопросы охраны здоровья детей, состояние воспитательной и спортивной работы.
     
С сентября 1990 года начинается новый период в истории Борской школы. К руководству школой приступает Шаренда Галина Григорьевна. До этого времени она работала в школе заместителем директора школы. Это ответственный и творческий учитель, много сделавший для школы. На годы её руководства выпал трудный период, для страны в целом и для народного образования в частности необходимо было удержаться в это время перемен и трудностей.
     
Но школа работает, учит детей и продолжает традиции, сложившиеся в ней с момента её образования. В школе продолжают работать учителя, ставшие к тому времени её ветеранами: Абраменко М.Н.. Лейко Т.А., Шугалеева С.А., Петрушина Т.Г., Бернацкая М.В., Юрина А.И., Роговой Н.И. Приказом № 223(а) от 1.09.1990 года в качестве учителя истории принята на работу Литвинчук Т.Н. Возвращается в школу после административной работы Осечкина Н.А.
     

Педагогический коллектив сплочен вокруг решения многих школьных проблем. Главным вопросом работы школы всегда была и будет учёба её учеников. На заседаниях педагогических советов, совещаниях при директоре часто стоит вопрос успеваемости и посещаемости учеников. Вопрос о дальнейшем обучении восьмиклассников постоянно рассматривается, судьба каждого ученика прослеживается в педагогическом коллективе.
     

          90-е годы

Для обеспечения учащихся прочными знаниями учителя школы применяют самые современные педагогические методики: Осечкина Н.А. – дифференцированное обучение; Шаренда Г.Г. - исследовательский метод; Абраменко М.Н., Лейко Т.А. – игровые методики; Петрушина Т.Г. –проблемное обучение.
      Напряженный труд педагогического коллектива был отмечен тем, что в школе были созданы все условия, чтобы она смогла поменять свой статус. Решением райисполкома, приказ по отделу образования № 114 от 22 июня 1992 года Борская 9-летняя школа реорганизована в Борскую среднюю школу. 1 сентября 1992 года школа распахнула свои двери для учащихся 10 класса. Все они успешно закончили через год одиннадцатый класс и большинство из них смогли поступить в высшие и средние учебные заведения.
     

          Первый выпуск десятилетки. 1995 год

С момента открытия средней школы педагогический коллектив школы всегда старается быть в курсе всех передовых подходов и технологий. На повестке дня многих педагогических советов и административных совещаний рассматриваются вопросы, связанные с применением современных педагогических методов. Вопросы успеваемости учащихся, их отношения к учёбе постоянно в центре внимания педагогов школы. Постоянно уделяется внимание оформлению кабинетов, их оснащению техническими средствами обучения.
      Несмотря на то, что учёба всегда была главной задачей школы, в это время приходится решать ещё множество других задач. Одной из таких задач является совместная работа с подшефным колхозом: уборка свёклы и картофеля, выступления педагогов школы на фермах колхоза с лекциями, приглашение специалистов колхоза в школу для профориентационных бесед с учащимися. Общественно-полезный труд удается организовать и на пришкольном участке.
      Воспитательная работа среди учащихся всегда была важным звеном в жизни школы. В это время вся работа строится по передовой технологии того времени - системе Караковского. Традиционные мероприятия: торжественные линейки, посвящённые началу и окончанию учебного года, праздник Урожая и Нового года, классные часы-встречи с интересными людьми и многие другие - проводятся в школе, появляются новые формы работы с учащимися. « Поле чудес», «Звёздный час», месячник Мужества наиболее интересны для учащихся.
      Укрепляется правовая база школы, в апреле 1994 года принят Устав школы, изменения в который вносятся ещё и в 1995 году.
      В декабре 1994 года утверждена программа развития школы на 1995-2000 год.
      В ноябре 1995 года начато профессиональное обучение: раздельное обучение на трудах мальчики и девочки.
      В сентябре 1998 года начинается современный этап становления Борской средней школы, с этого времени к руководству школы приступает Литвинчук Татьяна Николаевна.
     

          Заслуженный учитель РФ Юрина А.И. со своими учениками. Первый раз в первый класс


     

          Педагогический коллектив. зо мая 2006 год


     

          Педагогический коллектив. 2009 год


     

          Педагогический коллектив. 2011 год


     

          Конкурс "Учитель года". 2012 год



Перход на главную страницу Перейти