|
|||||||||
|
Целевая комплексная Программа развития воспитания в системе образования муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ пос. Борское МО «Гвардейский район»
1. П А С П О Р Т программы развития воспитания в системе образования МОУ СОШ пос. Борское МО «Гвардейский район» Калининградской области
Пояснительная записка
Практика последних лет убедительно доказала, что без специально организованного процесса, направленного воздействия педагогов на систему ценностных ориентации и установок детей разного возраста, невозможно формирование подлинно культурной личности, способной адекватно реагировать на ускорение научно - технического прогресса и социальные изменения в обществе. В Концепции модернизации российского образования определены цели воспитания и пути их достижения посредством государственной политики в области образования: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самосознания, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Для достижения этих целей необходимо более эффективно использовать имеющийся опыт, и, что важно, в этом процессе: достигнуть оптимального сочетания традиций и новаций. Поэтому, используя накопленный опыт в области воспитания, на основании Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других, указанных выше документов, мы разработали «Программу развития воспитания в системе образования МБОУ СОШ пос. Борское МО «Гвардейский район» Калининградской области. Воспитательное пространство школы представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями. Вокруг школы сложился свой учебно-воспитательный микрорайон: из 19 близлежащих поселков посещают школу дети. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились дети, внуки, образовались семьи из одноклассников. Эта особенность играет значительную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учащихся и учителей. В школе действует стабильный педагогический коллектив, сложилась система работы со школьной и сельской библиотеками, сельскими клубами поселков Сокольники, Калиновка, Малиновка. Но несмотря на всё это затянувшаяся нестабильность общества, смещение акцентов в значимости духовного и материального, заниженная ценность и невостребованность обществом конкретного объема знаний на данном этапе, растущая разница в материальном обеспечении семей наших воспитанников, а соответственно и разница возможностей усилили помимо педагогических функций, свойственных школе, и социальные функции. Воспитательная программа нашей школы составлена на основании вышеизложенных фактов и предполагает, что наше новое молодое поколение должно быть настоящими членами общества. «Мы» должны быть здоровы нравственно и физически, высоко интеллектуальны, талантливы, творчески одарены, гуманны и трудолюбивы. «Мы» - будущее этой страны! Данная программа определяет концептуальные основы и направления воспитательной деятельности всех структур школьной педагогической системы.
Цель и задачи воспитательной работы в МБОУ СОШ пос. Борское
Целью воспитательной работы школы является: формирование полноценной психически и физически здоровой личности, способной строить жизнь, достойную человека. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач: • изучение личности ребёнка, принятие его и оказание ему поддержки; • изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности; • приобщение ребёнка к здоровому образу жизни; • организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся; • воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности; • обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и в школе; • максимальное (в данных условиях) развитие детей, их познавательных интересов творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию личности; • формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями, за результатами своей деятельности в социальной, природной и культурной среде; • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности; • проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися; • создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы.
Реализация целей и задач предполагает:
1.
Создание благоприятных условий и
возможностей для полноценного
2.
Возрождение системы семейного воспитания
и включение семьи в 3. Последовательную ориентацию на культуросообразность воспитания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека. 4. Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности. 5. Обеспечение социально - педагогической защиты детей, формирование чувства самоценности и психологического комфорта. 6. Совершенствование системы с одарёнными детьми и молодёжью.
Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком XXI века, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить её делать выбор и находить способы его реализации. Но и то и другое должно совершаться в контексте лучших традиций классического воспитания и образования и на лучших традициях, сложившихся за прошедшие годы существования школы.
Критерии: • личностно-ориентированный подход; • ориентация на социальный заказ; • кадровое обеспечение; • технологическое обеспечение.
Педагогические теории, ведущие идеи: • педагогика гуманизма; • педагогика сотрудничества; • педагогика общей заботы; Использование собственных технологий и разработок, а так же идеи таких видных педагогов как В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, И.П. Иванов, Н.Е. Щуркова, Е.Н.Степанов и др.
Принципы деятельности в воспитательной системе школы Воспитание в школе формируется на реализации следующих принципов: · Принцип гуманистической направленности воспитания - предполагает отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, стратегию взаимодействия, основанную на субъективных отношениях. · Принцип природосообразности - предполагает, что образование должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части; развивать у неё" ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы в целом и самого себя. · Принцип культуросообразности - заключается в том, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры. · Принцип эффективности социального взаимодействия - предполагает воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирует навыки социальной адаптации, самореализации. · Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции - предполагает, что стратегия воспитания должна быть направлена на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном окружении. · Принцип системности - утверждает, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы - взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему. · Принцип адаптивности. Каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-школе. · Принцип психологической комфортности. Этот принцип заключается в снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой ребёнок раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели. · Принцип творческой самодеятельности. · Принцип обратной связи. · Принцип здравого смысла. · Демократизм. · Дисциплина и порядок. · Стимулирование и вознаграждение.
Деятельность: v диагностическая, v учебно-познавательная, v трудовая, v общественно-полезная, v эстетическая, v художественно-творческая, v ценностно-ориентировочная, v спортивно-оздоровительная, v коррекционная. Технологии: v инновационные технологии, v передовой педагогический опыт, v методика коллективной творческой деятельности. v «Нежное прикосновение» v Апелляция к субъекту» v «Успешность каждого» v «Своеобразие индивидуальности» v «Педагогическая поддержка»
Общность людей: v администрация: v директор школы, v заместители директора по учебной работе; v заместитель директора по воспитательной работе; v учителя и ученики; v школьный педагог-организатор; v социальный педагог; v педагог-организатор валеологической деятельности; v работники сельских ДК; v администрация Славинского сельского поселения v работники школьной и сельской библиотек; v ДЮЦ г. Гвардейска; v родители.
Конечная цель воспитательной деятельности v В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно - деятельный подход, который: способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя; v пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчества как учителя, так и ученика. v Воспитательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, должен обеспечить:
v
а) мобильность
выпускника школы, способность к самостоятельному
v
б) овладение
поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным
Модель выпускника школы ШКОЛА 1-Й СТУПЕНИ Ценностный потенциал: v Восприятие ценности семьи в своей жизни. v Понимание ценности дружбы со сверстниками. v Авторитет педагога. v Ценность природы родного края, её исторических памятников. v Доброта. v Честность. v Оптимизм. v Аккуратность. Познавательный потенциал: 1. Знания, умения, навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике конкретного ученика. 2. Забота о здоровье. 3. Умение быстро и осмысленно читать. 4. Навыки этикета. 5. Умение сопоставлять себя с героями устного народного творчества и историческими личностями. 6. Внимание. 7. Воображение. Творческий потенциал: Умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения анализировать свою деятельность Коммуникативный потенциал: Художественная активность в сферах народного творчества (музыкально-песенном, декоративно-прикладном, танцевальном).
ШКОЛА 2-Й СТУПЕНИ Ценностный потенциал: v Восприятие ценности достоинства человека. v Уважение к женщине, ребёнку, старшему поколению. v Уважение к своей Родине - России. v Тактичность. v Трудолюбие. v Чуткость. v Реализм. Познавательный потенциал: 1. Знания, умения и навыки, соответствующие личностным потребностям конкретного школьника и образовательному стандарту школы 2-й ступени. 2. Знания широкого спектра профессиональной деятельности человека (прежде всего экологической и правовой). 3. Знание своих психофизических особенностей. 4. Абстрактно-логическое мышление. Творческий потенциал: Профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки поискового мышления. Коммуникативный потенциал: Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс. Художественный потенциал: Эстетическая культура, художественная активность в сферах молодёжной субкультуры.
ШКОЛА 3-Й СТУПЕНИ Ценностный потенциал: v Восприятие человеческой жизни как главной ценности. v Осмысление понятий: честь, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность. v Честность. v Целеустремлённость. v Социальная активность. Познавательный потенциал: 1. Знания, умения, навыки, соответствующие образовательному стандарту специализированных классов школы, требованиям, предъявляемым договорами с нашим образовательным учреждением. 2. Память. 3. Творческое мышление. Творческий потенциал: Профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами и задачами, определёнными для специализированных классов, навыки поискового мышления. Коммуникативный потенциал: Умение выполнять лидирующую роль в коллективе, адекватную складывающейся ситуации; умение устанавливать контакты, уважать иные вкусы, обычаи и привычки. Художественный потенциал: Эстетическая и этическая культура.
ПРИОРИТЕТНЫЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методическая служба школы: þ методическое объединение классных руководителей; þ психолого-педагогические семинары; þ педсоветы; þ практикумы; þ психолого-педагогические консилиумы; þ консультации, планёрки; þ творческие, проблемные группы.
Дополнительное образование: þ кружки; þ секции. Школьная газета «Вертикаль» þ учеба редколлегии; þ освещение в газете жизни школы; þ рейды, операции, акции; þ освещение работы органов детского самоуправления;
Работа с родителями: þ классные родительские собрания; þ общешкольные родительские собрания; þ совместные праздники; þ индивидуальные и групповые консультации.
Физкультурно-оздоровительная работа:
þ спортивные секции; þ Дни здоровья; þ физкультурные минутки и паузы; þ массовые, спортивные праздники; þ спортивные соревнования. Взаимодействие со структурами села: þ администрация района; þ администрация сельского поселения; þ ДК поселков; þ ДЮЦ г. Гвардейска; þ школьная и сельская библиотеки; þ Борский ФАП; þ комиссия по делам несовершеннолетних ОВД по Гвардейскому району;
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Традиции школы.
Данное направление обеспечивает процесс социализации учащихся в имитационном режиме. Оно призвано осуществлять культурно-ориентированные принципы воспитательной деятельности. В школе созданы такие модели социальности, которые формируют социальную рефлексию воспитанников, позволяют почувствовать себя полноправным представителем микромира под названием школа. Целостное представление о мире воспитанник получает через переживание особых традиционных моментов, дающих багаж гражданственности, переосмысления себя как части целого. Традиционные дела являются так же местом демонстрации образа жизни и коммуникации всех представителей школьного дома. Атмосфера добра и человечности, любви и взаимопонимания, уважения и справедливости пронизывает такие дела, здесь происходит передача культурных ценностей от старших школьников к младшим, возникает возможность взаимодействия и сотворчества различных возрастных групп (особенно педагоги - школьники). Традиционными в школе стали такие праздники: þ «Здравствуй, школа!» (День знаний, посвященный 1 сентября). þ Осенние праздники. þ День самоуправления (День ученика) þ День учителя þ Посвящение в первоклассники þ Новогодние шоу-программы. þ «Мисс школа». þ Месяц Мужества þ «Папа, и я - спортивная семья». þ Праздник «Последний звонок». þ Выпускной вечер. 2. Направление «Ученик и его здоровье» Главные идеи:
v
сохранение собственного
здоровья - одна из основных обязанностей
v
образ
жизни человека, отношение к своему здоровью определяет v экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках; v социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья; v воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма; v стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного. Главная цель: Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. Задачи воспитания: ■ знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью; ■ создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья; ■ формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы; ■ создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья; ■ способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом. При этом используются следующие формы: ? беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом; ? спортивные конкурсы в классе, в масштабе всей школы; ? общешкольные встречи, посвященные физкультурному движению и спорту; ? спортивно-исторические и географические викторины; ? конкурсы спортивных коллажей, проектов и газет; ? фестивали туристической песни; ? спортивные соревнования; ? интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику; ? спортивные бои, ринги, дебаты на спортивную тему; ? научные исследования учащихся по спортивной тематике; ? читательские конференции по спортивной тематике; ? День здоровья. 3. Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности» Главные идеи: v учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего; v формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и внеклассных видах деятельности; v интеллектуальные возможности - это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей; v воспитание интеллекта - это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя;
v
♦ здоровый интеллект - это
умное поведение в самых различных и Главная цель: Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром. Задачи воспитания:
■
знакомить учащихся школы с интеллектуальными
достижениями ■ создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы; ■ поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию; ■ давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами; ■ разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии. При этом используются следующие формы: ? интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции; ? интеллектуальные марафоны в классе, в школе; ? кружки по интересам; ? творческие конкурсы: на лучшую стенную газету, на лучший классный уголок, на лучшую эмблему класса, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов; ? создание в классах команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН между командами классов, между командами учителей, учащихся и родителей); ? состязания изящной словесности; ? интеллектуальные викторины; ? предметные вечера; ? литературные гостиные; ? школы интеллектуального творчества; ? читательские конференции по книгам из серии «Жизнь замечательных людей»; ? экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок; ? встречи с талантливыми учеными, музыкантами, композиторами, рационализаторами, с талантливыми сверстниками; ? часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д. ? интеллектуальные конкурсы, олимпиады; ? предметные недели; ? дебаты и ток-шоу и др.
4. Направление «Общение и досуг ученика»
Главные идеи: v формирование культуры общения учащихся, необходимости позитивного общения как со сверстниками, так и со взрослыми; v передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений; v воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению. Главная цель: Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Задачи воспитания: ■ формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения; ■ знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений; ■ развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности; ■ использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся; ■ создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся, стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности; ■ учитывать возрастные особенности учащихся для развития умения общаться, проводить свободное время; ■ демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности; ■ воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников; ■ воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели; ■ оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для занятий досуговой деятельностью; ■ способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений; ■ предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка ■ в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.
При этом используются следующие формы: ? дискотеки к праздничным и памятным датам, к юбилеям школы, педагогов, учащихся; ? концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства; ? чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад, ? конкурсов, турниров, конференций; сольные концерты учащихся, выставки картин, ? коллекций одежды, изделий, изготовленных собственными руками; ? конкурсы состязания талантов; ? дни творчества школы; ? чествования именинников, семей, в которых растут таланты. 5. Направление «Ученик - патриот и гражданин»
Главные идеи: v формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции; v поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей; воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны; v стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы; v понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения. Главные цели: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства; формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям; о признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств. Задачи воспитания: ■ формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом; ■ формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию; ■ обучать решению задач правового и гражданского воспитания увязанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования; ■ формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков; ■ воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны; ■ проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
При этом используются следующие формы: ? тематические классные часы, спецкурсы; ? встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; ? встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы; ? конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике; ? праздники получения паспорта, дня Конституции; ? интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики; ? конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике; ? походы, праздники, посвященные правовой и патриотической теме.
6. Направление «Ученик и его нравственность»
Главные идеи: v принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений; v предъявление нравственных требований к себе и своему поведению; v воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и v самосовершенствовании; v осознание учащимися необходимости проявления нравственного v поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства v собственного достоинства и уважение достоинства других людей; v практическое применение нравственных знаний и умений; v проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и v будущее близких и родных ему людей. Главная цель: Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях. Задачи воспитания: ■ создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков; ■ знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений; ■ изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений; ■ развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков; ■ создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни; ■ способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков; ■ создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся. При этом используются следующие формы: ? спецкурсы по нравственной тематике; ? тематические классные часы; ? тренинги нравственного самосовершенствования; ? экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, села; ? дискуссии по нравственной тематике; ? поисковая работа, создание музеев; ? шефская работа; ? изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, заповеди Нагорной проповеди; ? праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы; ? клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины».
7. Направление «Ученик и его семья» Главные идеи: ♦ семья — основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне; ♦ ребенок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение; ♦ ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия; ♦ школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.
Главная цель: Осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека. Задачи воспитания: ■ создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся; ■ позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей; ■ преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации; ■ способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье; ■ создавать условия для духовного общения детей и родителей; ■ создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей. При этом используются следующие формы:
?
тематические классные
часы, посвященные истории рода и семьи ? праздники семьи (например, «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее...», «Дорогое слово - отец», «Долгая и близкая дорога к дому»); ? спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей; ? клубы общения «Родители и дети»; ? праздники — Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя, Праздник вступления в школьную жизнь и т.д.; ? тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями; ? походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей; ? дни творчества, дни открытых дверей.
8. Работа школьной газеты «Вертикаль» Смысл ученического самоуправления в современной школе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в самоуправлении в современной школе поможет сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. Школьная газета представляет собой одно из звеньев системы школьного детского самоуправления. Цели и задачи школьной газеты: v создание условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка; v самовыражение каждого члена организации; v формирование отношений сотрудничества между учителями и учениками; v демократизация учебно-воспитательного процесса; v приобретение детьми навыков организаторской, управленческой, политической, юридической и других видов деятельности в рамках дополнительного образования; v формирование и сохранение школьных традиций. Ожидаемые результаты: 1. Обеспечение дальнейшего повышения статуса воспитания; 2.Создание условий приоритетности воспитании в общем процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования, повышение воспитательного потенциала процесса обучения;
3.
Создание условий для дальнейшего внедрения в
воспитательную практику
4.
Создание «воспитательного пространства»
микрорайона школы для 5. Сохранение и дальнейшее развитие системы дополнительного образования, организации работы по месту жительства, системы организации летнего отдыха, внеурочной занятости учащихся для обеспечения эффективности профилактики асоциального поведения несовершеннолетних; 6. Создание условий в обществе для уважительного отношения к правам ребенка. 7.Консолидация (объединение) усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи.
Критерии реализации программы: ? Достижение целей и выполнение задач Программы; ? Рост рейтинга популярности школы ? Профессиональный рост классных руководителей (повышение уровня квалификации); ? Личностный рост учащихся, самоопределение личности учащихся; ? Сохранение здоровья участников образовательного процесса (выпускников на выходе из школы); ? Благоприятный социально-психологический климат в сообществе педагогов, учащихся родителей; ? Трудовая и экономическая подготовка учащихся к жизни, адаптированность к социальным проблемам. Оценка эффективности реализации программы 1. Уровень снижения или роста детской и подростковой преступности; 2. Участие школьников и студентов в общественной жизни и мероприятиях различного уровня образовательного учреждения, населенного пункта, района, края, в разработке и реализации детских социальных проектов; 3.Уровень состояния физического, психического здоровья детей, подростков и молодёжи.
Заключение. Данная образовательная программа предназначена для дальнейшего совершенствования и развития воспитательного процесса в условиях школы. Она является основой для деятельности администрации и педагогического коллектива школы. Программа является среднесрочной, рассчитанной на 5 лет. С ключевыми идеями программы ознакомлены учителя, дети, родители, спрогнозирован предварительный результат работы по данной программе. Следующий этап станет этапом коррекции программы. На этом этапе будут уточняться критерии оценки результата, определяться перспективы дальнейшего развития. Нынешняя модель воспитательного процесса ориентируется на формирование духовной самоценности. Способности через целеполагание самостоятельно реализовывать свое природное и жизненное предназначение. Основным условием самоопределения. Готовности к жизненному выбору выступает способность самостоятельно вырабатывать моральные принципы и руководствоваться ими в деятельности и поведении. Поэтому помощь растущему человеку в выработке нравственных критериев жизни - центральная задача воспитания. В Законе РФ «Об образовании» самоопределение обозначено как одна из ведущих целей обучения и воспитания. Программа отражает новый этап в развитии школы. Альтернативной традиционной школе становится образовательное учреждение нового типа - вариативное, открытое, устраняющее «одинаковость» образования и в то же время обеспечивающее освоение учащимися общекультурного образовательного ядра, организующее обучение с учетом задатков, склонностей, способностей и интересов детей, достигнутого ими уровня развития. Оно ориентируется, с одной стороны, на учебные возможности обучающихся, их жизненные планы и родительские, которые способны бережно хранить нравственные ценности, выращивать в своих воспитанниках духовные потребности. Вместе с тем, общество нуждается в школе, которая может подготовить российского делового человека -умельца, отличающегося творчеством и предприимчивостью, который обладает крепкой духовной силой, ответственностью. Традиционно эти потребности общества удовлетворяли средние общеобразовательные учреждения. И они по-прежнему должны обеспечивать общедоступность качественного образования и воспитания, создавать всем обучающимся в них условия для свободного развития.
|