Официальный сайт МБОУ СШ пос. Борское МО "Гвардейский городской округ" Отчет о работе школьного валеолога
 
 
  
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа пос. Борское

муниципального образования "Гвардейский городской округ"

238220 Калининградская область Гвардейский район пос. Борское 50

8 40159 7 14 12 - директор

8 40159 7 13 96 - заместители директора, учительская

8 40159 7 14 08 - бухгалтерия, факс

e-mail: borskoe50@rambler.ru

 
    Навигация по странице

ОТЧЕТ О РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ВАЛЕОЛОГА
ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МБОУ СШ пос. БОРСКОЕ
В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ

Цель работы:

Формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убежденности и потребности в нем, через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.

            Задачи: 1. Формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни.

                         2. Создание мотивации здорового образа жизни.

                         3. Формирование индивидуального способа физического самосовершенствования,  психосаморегуляции.

                         4. Обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.

                         5. Формирование интересов к исследовательской деятельности в области валеологии и воспитание здорового человека.

                         6. Обучение методам валеологических исследований, навыкам доврачебной помощи и профилактики заболеваний.

                         8. Физическое самосовершенствование.

Направления валеологической деятельности:

·         профилактика заболеваний и зависимостей;

·         мониторинги состояния здоровья учащихся, физического развития и двигательной активности;

·         организация работы по здоровьесбережению:  дни здоровья, акции, информационные часы, работа с активом классов, тематические родительские собрания, тематические выступления для педагогов и классных руководителей;

·         исследовательская работа.

В 2013/2014 учебном году была продолжена работа по программам «Здоровье школьников» и «Совершенствование организации питания школьников». В сентябре 2013 года все классные руководители организовали работу по обеспечению школьников горячим питанием, данная работа проводилась в трех направлениях: ученик – родители - соцзащита. В первую очередь, выявлялись дети, нуждающиеся в бесплатном горячем питании, проводилась работа с родителями по оформлению документов на бесплатное питание.

В течение всего учебного года осуществлялся контроль за организацией питания, систематически велись разъяснительные беседы о правильном питании и необходимости полноценного горячего питания. Ежедневно проводился контроль за качеством питания школьников и охвату питанием.Проводился мониторинг удовлетворенности школьников питанием в школьной столовой. Вопросы обеспечения всех детей горячим питанием обсуждался с родителями на классных родительских собраниях.

В течение всего учебного года для всех учащихся были организованы поездки вассейн.

В начале учебного года было проведено анкетирование о состоянии здоровья школьников.  Наибольшую озабоченность вызывает большое количество детей, имеющих кариес 41,5% (38% в прошлом году), для устранения данной проблемы рекомендуется классным руководителям вести разъяснительную работу среди учащихся и родителей о необходимости лечения зубов. На втором месте находятся органы дыхания 9,2% (15,5% в прошлом году), затем аллергии 8,7% (11,8% в прошлом году) и ЛОР-заболевания 6,7 % (9,1% в прошлом году).

Выявлялись учащиеся, имеющие вредные привычки с целью проведения в дальнейшем индивидуальной работы с данными учащимися. С курящими учащимися проводились индивидуальные разъяснительные беседы.

В течение учебного года проводился  мониторинг заболеваемости учащихся. Всего по школе пропущено  по болезни 1082 дня (1203  дней в прошлом учебном году),  на каждого ученика приходится 5,5 (в прошлом году 6,4) дня. Наибольшее количество заболеваемостей приходится на фарингит - всего 559 (597) дней, затем ОРВИ – 208 (340) дней. Таким образом, можно сделать вывод, что в 2013/2014 учебном году заболеваемость учащихся  целом, уменьшилась,   заболеваемость в среднем на 1 учащегося составила 5,5 (6,4) дня.  Меньше других болели 4 класс – 1,7 на ученика, 11 класс – 2,5 и 3 класс – 3,8. Больше всех: 7 класс – 10,9 на ученика.

С целью профилактики гриппа 105 учащихся сделали прививку против гриппа, из них болели простудными заболеваниями 51(48,6%), не делали прививку 82 учащихся из них болели 37 (45,1%).

 

 

Делали
прививку

Из них
болели ОРЗ

Не делали
 прививку

Из них
болели ОРЗ

Всего

105

51

82

37

 

 

48,6

 

45,1

 

Проводилась работа с ребятами, состоящими на внутришкольном учете. Согласно проведенному мониторингу нравственных качеств и нравственной самооценке данных учащихся можно сделать вывод, что у 97% этих учащихся нравственные качества развиты на среднем уровне и 3% на уровне ниже среднего. Систематически с ними проводилась работа по профилактике вредных привычек, индивидуальные беседы о необходимости вести здоровый образ жизни.

В декабре проводилась акция «СПИДу-НЕТ»: в этот день проводились классные часы по данной теме,старшим учащимся был показан фильм «Территория безопасности».

Исследование состояния здоровья учащихся 5 класса показало, что из 19 учащихся хронические заболевания имеют 3 учащихся (Лопатина А. – астма, Матвеев Д. – грипп, Мириев С. – аденоиды)

На подготовку уроков учащиеся тратят 1-2ч. Алпеев Р. и Матвеев Д.  – до 4ч., Серкова Е. – до 5ч.

На выполнение письменных уроков учащиеся тратят 30-40 мин., на устные 20-30 мин. Алпеев Р. на русский - 2ч, Леоненко К. на  математику и немецкий по 1ч,  Матвеев на  русский, немецкий и историю по 1ч;  Толкачев, Овсянников на немецкий 1ч, а на литературу 2ч; Максименко на немецкий по 1ч. Акмурадов Р. на немецкий -5 мин. А на природу – 4 мин.  Леоненко К. на историю и природу по 5 мин.

Общетвознание готовят: Максименко Н., Макуров А.

Домащук в выходной гуляет целый день, а в будний пол дня.

Смотрят телевизор сверх нормы  Алпеев Р. (5ч/весь день), Демидова И. (4/8).

Много времени работают за компьютером: Алпеев Р. (4/5ч), Домащук А. (3/ весь день), Максименко Н. (1,5/5ч), Макуров А. (3/5), Овсянников А. (5/10), Рослякова Д. (2-3/3-4), Рыженко О. (2/6)

Поздно ложатся спать: Акмурадов Р., Алпеев Р., Домащук А., Климович З., – в 23ч.; Коротков Е. 23-24; Макуров А. – в 24 ч. Не дали адекватного ответа: Матвеев Д., Овсянников А., Рыженко О.,

На вопрос устаете ли вы в школе: 58 % ответили «да», 16% -  «нет», 26% - «иногда».

Двое учащиеся ответили, что  редко чистят зубы (Матвеев Д., Пермяков С.).

Четверо учащихся ответили, что делают зарядку (Максименко Н., Климович З., Рыженко О. и Серкова Е).

Предметы

нравится

не нравится

Математика

9 - 47%

1 - 5%

Русский язык

4 - 21%

5 - 26%

Литература

5 - 26%

1 - 5%

Немецкий

3 - 16%

3 - 16%

История

1 - 5%

8 - 42%

Природоведение

4 - 21%

2 - 11%

ИЗО

3 - 16%

1 -5%

Физкультура

8 – 42%

 

Трудовое обучение

3 – 16%

 

 Православная культура

2 – 11%

 

 

Интересно, учителя добрые

Злые учителя, не люблю ходить к доске, скучно; не спрашивают, когда поднимаю руку

Все уроки нравятся Серковой Е.

Исходя из данного анализа, можно сделать вывод, что учащиеся 5 класса не всегда соблюдают режим дня, с правилами личной гигиены знакомы, но не все и всегда их соблюдают. В связи с этим, классному руководителю следует уделить внимание организации режима дня учащихся, обсудить с детьми и их родителями эту проблему, с детьми систематически проводить разъяснительные беседы.

В анализируемом учебном году проводилась исследовательская работа «Правильно ли  питаются учащиеся 6 класса».

Цель  работы: изучить, правильно ли питаются ученики 6 класса МБОУ СОШ пос. Борское.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1.       выяснить, что знают ученики 6 класса о правильном питании;

2.       изучить, как питаются ученики  6 класса МБОУ СОШ пос. Борское;

3.       выявить, способствуют ли родители тому, чтобы их дети питались правильно;

4.       выяснить, способствует ли школа тому, чтобы ученики питались правильно;

5.       дать рекомендации по правильному питанию.

Гипотеза: мы предполагаем, что в 6 классе ученики знают,  что такое «правильное питание», но не все питаются правильно. Родители не всегда способствуют правильному питанию детей. Школа в основном, способствует правильному питанию школьников.

Исследование проводилось среди учащихся 6 класса МБОУ СОШ п. Борское Гвардейского района. Всего в исследовании приняло участие 18 учащихся и 17 родителей. С учащимися и родителями была проведена анонимная анкета, в которой задавались вопросы по поводу питания, изучены антропометрические данные учащихся.

На основе антропометрических данных по формуле  вычислен индекса массы тела и скорректирован с возрастом (Приложение 1). На основе данного этапа исследования можно сделать вывод, что в нашем классе у 71% учащихся вес в норме, 17% имеют избыточный вес, а 6% - ожирение и недостаток веса.

      Только у одного ученика  есть проблемы с желудочно-кишечным трактом.

В результате опроса (Приложение 2) мы выяснили, что 69% учащихся имеют представление о правильном питании.

Считают, что они правильно питаются 63%, неправильно – 25%, не всегда правильно – 12%.

 Информацию о правильном питании получили:

- из СМИ, в Интернете – 88%;

- от родителей – 81%;

- в школе – 44%;

-  от друзей – 6%.

По мнению учеников, «Правила правильного питания»:

ü   кушать не менее 3-х раз в день;

ü   есть здоровую пищу: супы, каши, мясо, овощи и фрукты;

ü  не употреблять вредные продукты (чипсы, колу и т.д.);

ü   кушать в меру, не переедать, не есть на ночь;

ü   соблюдать режим питания, не перекусывать;

ü  не употреблять испортившиеся и невымытые продукты.

 Результаты ответов учеников и родителей на вопросы анкеты представлены в виде таблиц и диаграмм (приложение 3).

На основе ответов учащихся имеем:

60% учащихся едят 3-5 раз в день: 40% – 1-2 раза.

Перед уходом в школу завтракают: всегда – 28%, иногда – 56%, не завтракают - 16%.

Свежие овощи часто употребляют в пищу 44%.

Фрукты часто употребляют 88%.

Ежедневно употребляют в пищу молочные и кисломолочные продукты - 28%.

Рыбные блюда более 2 раз в неделю употребляют 44% учащихся, а 66% очень редко.

Сладости употребляют умеренно - 88%.

44% отдают предпочтение  постной, варёной и паровой пище.

У 76%  рацион отличается в течение недели разнообразием блюд.

Каждый день ученики употребляют продукты.

- Хлеб – 88%

- Минеральную вода – 71%     

- Свежие фрукты – 65%

- Супы – 59%

- Мясные блюда – 53%

Реже одного раза в неделю ученики употребляют:

- Каши – 47%

- Чипсы – 41%

- Пирожные, торты – 41%

- Сухарики в пакетиках – 35%

- Шоколад конфеты – 35%

94% ежедневно посещают школьную столовую, 6% не всегда.

67 % кушают полный обед, 33% не едят первое.

88%  нравится питание в школе.

 Больше всего ученикам нравятся в школьной столовой: пюре, сосиска, супы, макароны.

      Больше всего ученикам  не нравятся в школьной столовой: гречка, рассольник.

      75%  учащихся  устраивает время питания в столовой.

По мнению родителей (приложение 4).на вопрос:

«Завтракает ли Ваш ребенок перед уходом в школу?» 53% ответили «иногда»;

«Можете ли Вы сказать, что Ваш ребенок правильно питается?» 53% ответили «да»;

« Ваш ребенок получает горячий обед в столовой?» 76% ответили «часто»;

«Интересовались ли Вы меню школьной столовой?» 53% ответили «часто»;

«Нравится ли Вашему ребенку ассортимент блюд в школе?» 53% ответили «не всегда»;

«Ваш ребенок пользуется буфетной продукцией (булка, чай)?» 65% ответили «да»;

«Вас устраивает меню школьной столовой?» 76% ответили «да»;

«Если бы работа столовой Вашей школы оценивалась по пятибалльной системе, чтобы Вы поставили?» 53% поставили ”5” и 47% - «4»;

«Нужны ли завтраки в портфеле?» 70% ответили «нет»;

«Подписались бы Вы под таким лозунгом: «Нет!» - выпечке в школьной столовой, «Да!» - фруктам и овощам.» -  только 29% ответили «да»;

«Что бы Вы изменили в организации питания школьников, в режиме работы столовой?» 75% ответили «ничего»;

«Говорите ли вы с вашим ребенком дома о пользе той или иной пищи, о витаминах, содержащихся в разных блюдах?» только 47% ответили «да».

Питание в школьной столовой  разнообразное, присутствуют мясные и рыбные блюда, печень, ежедневно имеется несколько видов салатов, в обед входят фрукты. 

ВЫВОД: на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что не все ученики 6 класса знают, что значит питаться правильно, 63% учащихся считают, что они питаются правильно. Только 60% питаются 3-5 раз в день;  а 28% перед школой завтракают; 44% учащихся отдают предпочтение постной, вареной и паровой пище; 94% ежедневно посещают школьную столовую, но только 67% едят полноценный обед, при этом 88%  ученикам нравится питание в школе. 47% родителей говорят с детьми о пользе той или иной пищи и только 29% за  овощи и фрукты в школьной столовой вместо выпечки. Родители оценили работу школьной столовой на «4» и «5». Школьная столовая предлагает полноценное питание. Информацию о правильном питании ученики  чаще получают из СМИ, от родителей и в школе.   

Наша гипотеза  не подтвердилась в том, что все ученики знают,  что такое «правильное питание», только 69% имеют представление об этом. Но подтвердилась в том, что не все ученики питаются правильно: по мнению учеников правильно питается 63%, а по мнению родителей – 53%. Родители не всегда способствуют правильному питанию детей. Школа способствует правильному питанию школьников.

 На основе изученной литературы мы предлагаем правила правильного питания:

1.      кушайте 4-5 раз в день небольшими порциями;

2.      ешьте, сколько Вам необходимо, т.е. столько калорий, сколько сможете за сутки потратить (чтобы не худеть, если вес в норме и не полнеть);

3.       питайтесь полноценно;

4.       разнообразьте рацион;

5.       поддерживайте нормальный вес, будьте физически активны;

6.       включайте в рацион фрукты и овощи;

7.       выбирайте продукты с низким содержанием жира;

8.      ограничивайте сладкое и  соленое;

9.      не перекусывайте чипсами и орешками.

 С данной работой Антоненко А. и Щербакова А. выступили на районной конференции исследовательских работ по ЗОЖ и стали победителями.

Команда нашей школы в марте в составе Казориной А., Крюковой А., Сенюкова В. приняла участие в областном конкурсе «ЗОЖ».

В течение учебного года проводилась систематическая работа по профилактике инфекционных заболеваний: ротавирусной инфекции, дизентерии, туберкулеза, ОРВИ, гриппа, клещевого энцефалита.

Мероприятия, проводимые валеологом по профилактике вирусных инфекций (гриппа, ОРВИ и др.): беседы с учащимися по теме «Грипп, причины болезни, последствия, профилактика», проводился ежедневный контроль заболеваемости учащихся ОРВИ, разъяснительная работа среди учащихся и их родителей о значении профилактики гриппа (групповые и индивидуальные беседы), оформление стенда «Осторожно, грипп», дезинфекция воздуха аппаратом Дезар (ОРУБ-КРОНТ), индивидуальная работа по выявлению учащихся с признаками ОРВИ, разъяснительная работа о необходимости обращения к врачу и предупреждения осложнений, а также изоляции от других школьников с целью предупреждения заражения.

Традиционные дни здоровья стали неотъемлемой частью работы школы по здоровьесбережению, дети с удовольствием участвуют в веселых стартах, осенних кроссах, спортивных викторинах и др. мероприятиях, а также во всех районных спортивных мероприятиях. В течение учебного года были организованы поездки в бассейн.

24 ноября для учащихся 5-11 классов был проведен День здоровья «Нет вредным привычкам. В этот день ребята с учителями поговорили о том, какие чаше всего бывают вредные привычки у школьников, как они влияют на здоровье и как с ними бороться. Ученики 10-11 классов обсудили проблему СПИДА и возможность правильного выбора в трудной ситуации. Беседы и дискуссии завершились выполнением творческих работ.

В июне и июле месяце работали летние оздоровительные лагеря, в которых оздоровились  учащиеся школы.

В будущем учебном году планируется продолжить работу по сохранению здоровья учащихся по всем направлениям этой деятельности.

Бондарева Н.П.



          Обратная связь

Ваше имя:

Ваш e-mail (для ответа):

Ваше сообщение: